› Аналітика › Трудности перевоза — Последние реформы Гостаможслужбы вряд ли будут способствовать упрощению процедуры таможенного оформления ОГЛЯДАЧ / АНАЛІТИКА
Трудности перевоза — Последние реформы Гостаможслужбы вряд ли будут способствовать упрощению процедуры таможенного оформления
2012-04-08
Джерело: «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»
Автор: Иван ЮРЧЕНКО, Александр ТЕРЕЩЕНКО
Несмотря на проведение властью целого ряда законодательных реформ с целью упрощения предпринимательской деятельности, вести бизнес на Украине становится только сложнее. Это подтверждают и результаты международного исследования Всемирного банка «Doing business 2012». За последний год наше государство опустилось еще на несколько позиций в общем рейтинге простоты ведения бизнеса, и сегодня Украина занимает 152 место среди 183 стран. В разделе «Международная торговля», которая оценивает простоту внешнеэкономической деятельности, рейтинг нашего государства также ухудшился (140 позиция).
Некоторым образом улучшить ситуацию могло вступление в силу нового Таможенного кодекса, принятого Верховным Советом Украины 3 ноября 2011 года. Соответствующий законопроект, в частности, предусматривал гармонизацию украинского таможенного законодательства с рядом базовых международных договоров в этой сфере (например, Стамбульская конвенция о временном ввозе, Киотское соглашение об упрощении и гармонизации таможенных процедур и т.д.). Однако в декабре 2011 года законопроект был ветирован Президентом Украины.
Поэтому Государственная таможенная служба Украины (ГТСУ) самостоятельно начала внедрять некоторые реформы в сфере таможенного дела.
Сложности нового контроля
В конце 2011 года вступили в действие постановления Кабинета Министров Украины (КМУ) № 1030 и № 1031, согласно которым контроль грузов при перемещении через таможенную границу Украины осуществляется в форме предварительного документального контроля (ПДК).
Такой контроль проводится путем проверки документов, необходимых для осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, экологического контроля, контроля за перемещением культурных ценностей. ПДК осуществляется таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу относительно отдельных товаров (перечень указан в Постановлении КМУ № 1031), ввозимых на таможенную территорию Украины (в том числе с целью транзита). Поскольку функции многих контролирующих органов на границе переданы ГТСУ, пропуск транспортных средств должен осуществляться значительно быстрее без привлечения смежных контролирующих органов. Однако, на практике, ПДК не всегда способствует упрощению.
Согласно Постановлению КМУ № 1030 для осуществления предварительного документального контроля перевозчик или экспедитор, либо уполномоченное лицо подает таможенному органу кроме товаросопроводительных, еще и все документы, необходимые для осуществления соответствующего вида госконтроля. При этом упомянутые документы подаются в оригинале или их нотариально заверенные копии или копии, заверенные печатью получателя товаров либо их производителя. То есть до ввоза товара, импортеру необходимо получить все разрешительные документы и передать их перевозчику почтой либо службой курьерской доставки.
До внедрения ПДК в такой ситуации инспектор соответствующей службы проставлял на товаросопроводительных документах штамп «Подлежит контролю по месту назначения» и груз без задержек проходил на внутреннюю таможню. Сейчас же при отсутствии хотя бы одного из необходимых документов, груз будет простаивать на границе до его предоставления.
Поскольку ГТСУ не будет возвращаться к старой системе контроля, ПДК сможет способствовать упрощению таможенных процедур при условии, что документы, необходимые для прохождения такого вида контроля, можно будет направлять в электронном виде с заверением электронной цифровой подписью. Нынешний же формат ПДК, предусматривающий обязательное предоставление «твердых» копий документов, является довольно спорным с точки зрения его позитивного влияния на субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Декриминализации дали волю
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» (Закон о гуманизации) вступил в силу 18 января 2012 года. Он внес изменения в ст. 352 Таможенного кодекса Украины, согласно которым за противоправное перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля (контрабанда) будет наступать лишь административная ответственность (кроме контрабанды наркотиков, сильнодействующих и ядовитых веществ, культурных ценностей, оружия).
Следует обратить внимание, что сокрытием от таможенного контроля также может считаться и представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения. Поскольку при ввозе широкой номенклатуры товаров в товаросопроводительных документах довольно часто встречаются незначительные ошибки либо несоответствия, то у таможенных органов теперь будут формальные основания рассматривать такие действия как административное правонарушение. До вступления указанного закона в силу это было невозможно, поскольку для квалификации таких действий в качестве уголовного преступления стоимость товаров должна была превышать определенный лимит (по состоянию на дату публикации – 536.500 грн. и более).
На руку таможенным органам «сыграет» и сам факт упрощенного производства по административным правонарушениям. В этом случае рассмотрение проходит значительно быстрее, в меньшей степени требует сбора доказательной базы (например, проведения экспертиз, анализа проб и образцов и др.), необходимости доказывания прямого умысла для определения виновных лиц и другое.
Законом о гуманизации за товарную контрабанду предусмотрены следующие меры административной ответственности: (а) штраф в размере 100% стоимости товаров, и (б) конфискация таких товаров, а также (в) конфискация транспортных средств, которые использовались для перемещения товаров через таможенную границу Украины. В последнем случае, за ошибки в документах экспортера либо импортера, пострадать может еще и перевозчик.
Таким образом, декриминализация товарной контрабанды может стать еще одним эффективным инструментом по наполнению государственной казны. Из-за такой «гуманизации», многие международные перевозчики уже начали структурировать свои маршруты в обход Украины.
Цены под присмотром
ГТСУ на своем веб-сайте 6 февраля 2012 года открыла свободный доступ к внутренней базе данных таможенной стоимости Единой автоматизированной информационной системы ГТСУ (База ценовой информации), используемой для контроля таможенной стоимости импортируемых товаров.
Такая база содержит ряд недочетов. Во-первых, информация из Базы ценовой информации не имеет обязательной силы. Такая информация является средневзвешенной, то есть приводится усредненный показатель на основании минимальной и максимальной таможенной стоиомсти ввозимого товара, уже импортированного в Украину за предыдущие 3 месяца (без учета таких показателей как объем и условия поставки, страна происхождения и другие важные факторы). Во-вторых, ценовая информация приводится только в отношении импорта (экспорт не включен) и является недостаточно детализированной, так как раскрыта лишь на уровне товарной подпозиции (первые 6 знаков кода по Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД), в то время как для ввоза товара и его декларирования требуется 10 знаков. В третьих, информация считается неполной, поскольку в извлечении отсутствуют иногда даже целые группы УКТВЭД (например, нет данных о ценах товаров с 25 по 27 группы).
Тем не менее, это лучше чем ничего, и полученная информация из базы данных может быть полезна для предварительного расчета таможенной стоимости и позволит избежать возможных проблем с ее определением во время фактического ввоза. Поэтому всем импортерам желательно до момента ввоза товаров сопоставить свои цены с Базой ценовой информации ГТСУ. Однако нужно быть готовыми к тому, что из-за «усредненности» данных, при ввозе товара их может ожидать неприятный сюрприз в виде более высокой цены.
Если же у импортера цена ниже чем та, что представлена в базе, следует заблаговременно подготовить пакет дополнительных документов, подтверждающих истинную таможенную стоимость ввозимых товаров и готовиться к консультациям с таможенниками для доказательства своей правоты.
Следовательно, База ценовой информации ГТСУ дает возможность оценить вероятную таможенную стоимость ввозимых товаров только приблизительно и не является на 100% точной. Это означает, что в сфере определения таможенной стоимости, к сожалению, также не предвидится значительных позитивных изменений.
ЮРЧЕНКО Иван – старший юрист АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев
ТЕРЕЩЕНКО Александр – юрист АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев
Напишіть відгук