Асоціація
Українсько-Китайського
співробітництва
  • ОГЛЯДАЧ / АНАЛІТИКА

    СТАТЬИ ФОРЕКС. США И КИТАЙ: ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

    2010-04-04

    Противостояние Китая и Америки приняло явные и грубые очертания раньше, чем ожидалось. Очень велика вероятность того, что в апрельском отчете Конгрессу Министерство финансов назовет Китай валютным манипулятором. И тогда уж не сомневайтесь, что следующим шагом администрации Обамы будет наложение карательных пошлин на китайский импорт.

    Но Китай тоже за словом в карман не полезет, и вот тут-то может развернуться настоящая торговая война. Но такое решение будет крайне неблагоприятным для интересов Поднебесной. Китай получает наибольшую экономическую выгоду от глобализации, поэтому должен сделать все возможное, чтобы защитить мировую торговую систему. Поэтому, я полагаю, наилучшим выходом будет обращение во Всемирную торговую организацию (ВТО), даже если на разрешение проблемы потребуется время и текущая ситуация не изменится в мгновение ока.
    Китаю не стоит «распыляться» и вступать в конфронтацию со Штатами, пытаясь отвлечь внимание от своих внутренних проблем. На сегодняшний день основной вопрос, который должен волновать Пекин – это пожинание и правильное распределение плодов экономического роста, а не темпы оживления экономики. И главную роль в этой игре исполняет средний класс, который заслуживает поддержки.

    К сожалению, сейчас средний класс пребывает не в лучшем положении, что представляет даже более сильную угрозу для экономического развития страны, чем увядание экспорта. Высокие цены на жилье обернулись несправедливо огромными налогами для среднего класса, в то время как большинство толстосумов беззаботно пополняют свои кошельки. И более активный экономический рост не в силах решить эту проблему. А низкие процентные ставки в эпоху инфляции облагают налогом вкладчиков, из чего извлекают выгоду два класса заемщиков: государственные предприятия и спекулянты. Таким образом, получается, что низкие ставки являются чем-то вроде налогообложения для среднего класса.

    Америка подстрикает Китай в силу своей беспомощности в отношении решения международных проблем. С момента начала финансового кризиса 9 миллионов домохозяйств лишились своего жилья по причине того, что они не могли или не желали осуществлять платежи по ипотечной ссуде. Еще 10 миллионов вышли в отрицательный капитал, что также подразумевает вероятное расставание с жильем. А это 15% от всех домохозяйств Америки. Да, и не будем забывать о ставке безработицы, которая составляет около 10%, причем дефицит федерального бюджета перевалил за отметку 10% от ВВП. А крупнейший штат Калифорния – на грани банкротства.

    Как может одна экономика накопить в себе столько крупных проблем одновременно? Основной причиной стал взрыв пузыря на рынке жилищного кредитования, причем главные виновники этого «торжества» незаметно улизнули с места события, прихватив с собой награбленное. Очевидцев не было, но проще было обвинить игроков на понижение, которые якобы проткнули этот пузырь, дабы реальные (при этом властные) преступники как всегда вышли сухими из воды.

    Немыльные пузыри…

    Пузырь активов обладает многими аспектами. Многие понимают под ним «американские горки» цен. К примеру, за период с 1990 по 1997 гг. Цены на жилье в Гонконге выросли в 4 раза, затем в 1997-2003 гг. упали на целых 75%. Другими словами, «круговой маршрут» длился 13 лет.

    Так почему же пузыри настолько вредны? Потому задействованы сразу 3 динамики:

    1) Преимущество от большинства пузырей получают те, кто знает, как облапошить невежд. Этот аспект диспропорционирования может преследовать экономику в течение нескольких лет после разрыва крупного пузыря.

    К примеру, большинство субстандартных ипотечных брокеров знали, что предоставляют кредиты людям, которые не смогут их выплатить. Трейдеры на Уолл-стрит, которые брали ипотеку из рук этих брокеров и продавали ее в виде обеспеченного долгового обязательства (CDO), осознавали, что брокеры не были заинтересованы в продаже жилья плохого качества. Но трейдерам от качества ни жарко, ни холодно, поскольку они получают бонусы за продажу этого жилья кому-то другому. Фондовые менеджеры, покупавшие CDO, возможно, предполагали, что в итоге им придется туго. Но и они тоже охотились за годовыми бонусами.

    Люди, пострадавшие от этого, даже и не знали, что надвигается буря, поскольку были они всего лишь инвесторами, которые вкладывали деньги в пенсионные фонды, покупали страховые продукты или инвестировали в облигационные фонды.
    В финансовом секторе не запрещена игра перераспределения. В период возникновения пузыря прибыль от корпораций в копилку ВВП (не только от финансово сектора) достигла исторических максимумов, в то время как уровни заработной платы соскользнули до исторических минимумов. Выходит, что весь корпоративный сектор монетизировал этот пузырь. А теперь запас корпоративной наличности как часть общих активов находится на рекордном максимуме.

    2) Деньгам часть находят неправильное применение, что порождает пузыри. Экономисты называют неправильную трату денег «неверным или ошибочным распределением ресурсов». Чрезмерное расходование средств предполагает, что человек, сорящий деньгами, умает, что их предостаточно, но на самом деле это не так. Поэтому когда пузырь взрывается, за этим мотом начинают охотиться кредиторы.

    Эти факторы способствую образованию дыры в экономике, которую можно заполнить либо посредством сокращения расходов, либо через увеличение объемов экспорта. Но ни один из способов решения данной проблемы не дается легко. Сокращение расходов, безусловно, процедура не из приятных. Да и увеличение экспорта – сложная задача, поскольку этот процесс требует девальвации. Но когда ослабевает внутренний спрос, девальвация приводит к инфляции, подрывая конкурентоспособность, добытую посредством девальвации.

    3) Еще одним негативным фактором, преследующим экономику в течение нескольких лет после разрыва пузыря, является разрушение капитала внутри финансовой системы. Во время финансового кризиса американская финансовая система потеряла более $1 трлн., в результате чего возникла нехватка капитала, а это, в свою очередь, будет сдерживать рост кредитования не один год. Очередной камень преткновения для экономики США.

    Пока меры, принятые американским правительством, не помогают решить внутренние проблемы страны. В «эпоху властвования пузыря» американцы потребляли около $3 трлн. или 20% от ВВП, больше, чем они могли себе позволить на самом деле. Стратегия сокращения заставит потребителей «затянуть пояса». Потребление должно будет опуститься намного ниже долгосрочного традиционного уровня для того, чтобы компенсировать чрезмерное увеличение расходов.

    Избежать этого можно было бы только в том случае, если бы торговый дефицит страны был небольшим. Несмотря на то, что после кризиса торговый дефицит сократился вдвое, потребление в Штатах до сих пор находится выше долгосрочного сбалансированного уровня.

    Более того, экспортные заказы со стороны Китая свидетельствуют о том, что во втором квартале американские розничные продажи будут расти. Это неплохая новость на ближайшие перспективы, но в то же время является фактором того, что домохозяйства не желают отказываться от своих недоступных по средствам привычек. Честно говоря, мне с трудом верится, что потребители смогут «извергнуть» эти злосчастные $3 трлн.

    В случае правильного использования, добытые от пузырей средства могут помочь в восстановлении экономики. Но пока американские власти мало что сделали для того, чтобы свести счеты с этим пузырем. Сейчас действия правительства США больше смахивают на маскировку промахов, совершенных во время кризиса. А самое ужасное, что у власти по-прежнему находятся все те же люди.

    Ни один игрок с Уолл-стрит не оказался за решеткой, несмотря на все более явные признаки масштабного мошенничества. Законопроект финансовой реформы снова и снова откладывается. А текущий законопроект включает так много мер, зависящих от обстоятельств, что как минимум, еще два на два года он будет закинут на полку.

    Главное – сделать правильный выбор

    Главная победа, которую одержала администрация Обамы, это крупнейшая за 40 лет реформа системы здравоохранения. Теперь 32 млн. человек получат медицинскую страховку. За 10 лет на осуществление этой реформы уйдет около $1 трлн. Обама войдет в историю именно за эту заслугу.

    Но эффект от реформы будет направлен на социальную справедливость, а не эффективность. Основная проблема американской экономики – стремительный рост расходов на осуществление реформы, которые потом не вернутся. Администрация выразила желание сократить расходы и расширить страховое обеспечение, но политиканство заставило правительство отказаться от первой идеи, в очередной раз показав, что американская система не может решать проблемы путем сокращений или урезаний.

    Настоящее политическое искусство – решение проблем путем расширения без нанесения ущерба или вреда кому-либо. Единственный способ достижения этой цели – увеличение объемов экспорта. Именно поэтому правительство намерено удвоить экспортные поставки за 5 лет. Но Европа и Япония, будучи в депрессивном состоянии, вряд ли могут помочь Америке в этом направлении.

    Китайская экономика тоже слишком мала, чтобы поглотить крупные объемы экспорта. Конечно, если Китай удвоит или даже утроит стоимость своей валюты, как сделала это Япония после подписания соглашения Плаза в 1985 году, то экономика Поднебесной будет в состоянии поддержать рост экспорта. Вопрос в том, пойдет ли Китай на такие меры? Лично я очень сильно сомневаюсь.

    В 1985 году Япония была развитой страной; около 1/3 населения Китая проживает в развитой стране (в основном в прибрежных городах). Две трети пребывают в развивающейся стадии, и переоценная валюта может закрыть им путь к экономическому развитию.

    Демократическая партия может потерять немало голосов за принятие законопроекта о реформе здравоохранения, но если обвинить Китай в экономических проблемах Штатов, к ноябрю, когда состоятся промежуточные выборы, поддержка избирателей может оказаться достаточно сильной, чтобы принести победу.

    Пока Китай сохраняет спокойствие, со временем давление будет рассеиваться. В отношении налогообложения китайских товаров Америка ведет себя избирательно. В ближайшем будущем ничего не изменится, и введение массовой повсеместной пошлины пока маловероятно.
    Большая часть экспорта в Китай находится в руках крупных американских корпораций. Высокие пошлины ударят по их прибыли и спровоцируют коллапс рынка акций. А это, в свою очередь, сильно ударит по экономике Штатов и приведет к двойной рецессии.

    Опасаясь негативных экономических последствий, правительство США не осмелится обвинить тех людей, которые на самом деле виноваты в раздувании пузыря и ослаблении экономики. Равно как и пойти против китайского экспорта духу не хватит.

    Что действительно под силу правительству, так это обложить пошлинами те китайские товары, сырье для производства которых имеется в Америке. Под эту категорию попадают химическая и металлическая продукция. Но даже если вход этих продуктов из Китая будет полностью закрыт, эффект будет ограниченным, поскольку Китай уже не зависит от экспорта так сильно, как в прошлом.

    Что важнее?

    В качестве ключевой точки разворота китайской экономики сейчас рассматривается восстановление рынка труда. В ближайшие годы уровень заработной платы будет расти более активными темпами, чем ВВП, а эта самый благоприятный фактор для оживления внутреннего спроса.

    Низкие зарплаты из-за профицита рабочих нанесли удар по потреблению в стране, но сейчас теперь рынок труда становится более благосклонным к рабочему классу. Неограниченные трудовые ресурсы – дело прошлого.

    Еще одним фактором является то, что многонациональность, поселившаяся на потребительском рынке Поднебесной, все больше и больше полагается на доходы Китая. Эта тенденция способствует укреплению мировой рыночной власти страны. Более того, в скором времени рынок акций будет зависеть от состояния китайской экономике.

    Тогда получается, что если США навредит Китаю, они навредят и сами себе. Время работает на Китай. Поднебесная переждет американский протекционизм.

    Мировая экономика продемонстрировала признаки восстановления, но стабильностью пока похвастаться не может. Взрыв кредитного пузыря породил два новых еще более крупных отдельных пузыря – американский рынок ценных бумаг и китайский рынок. И что же теперь делать? Ослабление китайского пузыря укрепит иммунитет Поднебесной к протекционизму Америки. Поэтому процентные ставки следует повышать как можно скорее.

    Многие аналитики утверждают, что повышение ставок усилит повышательное давление на валюту. В целом этот аргумент правильный. Но в Китае уже немало «горячих денег». Если Центробанк повысит ставки, «горячие деньги» могут «остыть» из опасений разрыва пузыря, и повышательное давление на юань скорее ослабнет, нежели усилится.

    Китайский пузырь очень крупный, и для экономического будущего страны может повлечь серьезные и длительные последствия. Если торговые разногласия с Америкой не поутихнут, «горячие деньги» поставят экономику Китая под угрозу.

    Чтобы укрепить свои позиции в рамках возникшего конфликта, Поднебесной следует «укротить» свой пузырь. Торговые трения со Штатами привлекут внимание многих политиков, но основные проблемы Китая находятся внутри страны. Вопрос распределения экономических достижений является критическим для будущего страны. Многие считают, что рост решит все проблемы. Я так не думаю.

    Пузыри активов в Китае – результат жесткого налогообложения среднего класса. Ни одна современная экономика не может называться стабильной без здорового среднего класса. Пока китайский средний класс живет и процветает, внешние проблемы не могут разрушить экономику. Здесь и таится решение проблем Поднебесной. Международное противоборство не является «лекарством» от всех бед ни для одной страны.

    По материалам MarketWatch,  перевод Юдиной Юлии

    Напишіть відгук

    Your email address will not be published. Required fields are marked *