Асоціація
Українсько-Китайського
співробітництва
  • ОГЛЯДАЧ / АНАЛІТИКА

    Закинуть сети

    2011-08-30

    Джерело: ChinaPRO

    Количество интернет-пользователей в Китае вдвое превышает все население России и в полтора раза – население США. Колоссальные масштабы, невероятные темпы роста и большой потенциал притягивают на китайский онлайн-рынок крупнейших игроков со всего мира.

    Летом 2009 г. исследовательская компания Forrester Research поделилась перспективами развития Интернета на ближайшие пять лет. Согласно ее данным, к 2013 г. количество пользователей сети по всему миру должно было достичь 2,2 млрд, из них 17% – то есть 374 млн человек – находились бы в Китае. Но численность армии китайских интернет-пользователей опередила пятилетний прогноз Forrester Research спустя всего полгода после публикации результатов исследования. Уже к концу 2009-го, по данным Китайского информационного Интернет-центра, в Китае насчитывалось 384 млн интернет-пользователей. Еще через год – 457 млн. В ближайшие 20 лет Поднебесная останется крупнейшим интернет-рынком в мире. Ни Россия с ее 50 млн пользователей, ни США со своими 160 млн уже не догонят Китай. При этом в Индии, которая стремительно настигает Китай по численности населения (1,2 млрд против 1,3 млрд), количество интернет-пользователей существенно меньше – всего 62 млн.

    Неудивительно, что с такими показателями интернет-рынок Поднебесной обращает на себя внимание ведущих компаний мира. Побороться за место на лакомом китайском виртуальном поле планируют и российские компании.

    Покорить интеллектом
    В 2004 г. свое представительство в Китае открыла “Лаборатория Касперского” – крупнейший производитель систем антивирусной защиты компьютеров. Она стала первой из российских компаний, обратившей свои взоры в сторону китайского интернет-рынка. Несмотря на уже сложившуюся репутацию сильного игрока, в том числе и на иностранных рынках (например, в Японии), выход в Китай “Лаборатория Касперского” нашла не сразу. Однако ставка была сделана верно. “Предприятие оказалось настолько успешным, что сейчас у компании 50 млн пользователей в Китае и первое место на рынке антивирусной розницы. Нам удалось оттеснить всех местных игроков на второстепенные позиции. И многие китайцы искренне считают, что “Ка-ба”– так называется по-китайски Kaspersky – это местный продукт”, – рассказала председатель совета директоров компании Наталья Касперская.

    Сегодня “Лаборатория Касперского” расширяет свое влияние на китайском рынке. Пусть и косвенно – в лице Натальи Касперской, которая в конце весны планирует открыть в КНР центр разработок и локализации своей компании “Наносемантика”. Новое предприятие будет заниматься внедрением на китайский онлайн-рынок собственной уникальной разработки – виртуальных собеседников, инфов. Это программа, которая устанавливается на сайт и способна вести диалог с пользователем согласно заданным алгоритмам. Инфы могут выступать в качестве консультантов по техническим вопросам или, к примеру, давать общую информацию о компании, на сайте которой оказался пользователь. В открытие центра “Наносемантике” потребуется инвестировать $10 млн, из которых $2 млн выделит лично Н. Касперская. Оставшиеся $8 млн будут привлечены со стороны китайского партнера – крупного производителя программного обеспечения, название которого в настоящий момент не разглашается.
    “Мы предоставляем китайской стороне наши технологии и разработки, создаем совместное предприятие – компанию, управлять которой будут местные менеджеры, знакомые с рынком и его потребностями. Лингвистический анализ, а также интерфейсы сайтов будут производиться на месте”, – рассказала Наталья Касперская. То есть речь идет о совместном предприятии с российскими технологиями, но китайской оболочкой. По словам Касперской, компания не намерена акцентировать внимание на своем происхождении, а потому для местных пользователей она будет чисто китайской компанией по аналогии с “Лабораторией Касперского”.

    Для “Наносемантики” появление локального партнера, согласного инвестировать в совместный бизнес, послужило основным толчком к выходу на китайский онлайн-рынок. Другой решающий фактор заключается в том, что Китай, по словам Натальи Касперской, это огромный рынок с большим количеством людей и обилием компаний, которые потенциально могут быть заинтересованы в использовании виртуальных собеседников для продвижения своих сервисов, а также развития технической поддержки.
    “Использование инфов для технической поддержки в Китае оправданно, поскольку количество клиентов у корпораций, работающих в ритейле, исчисляется миллионами. А зарплаты людей, их обслуживающих, только растут. В этом смысле использование виртуальных автоматических ответчиков может стать большим экономичным подспорьем”, – говорит Касперская.

    Большие игры

    Еще одним фактором, которым руководствовались представители “Наносемантики”, принимая решение о выходе на китайский рынок, явилось то, что в портфеле компании есть и чисто игровые проекты (русскоязычный iii.ru и англоязычный inf.net). Онлайн-игры, по словам Натальи Касперской, очень популярны у пользователей Китая.

    Действительно, уже не первый год КНР удерживает звание самого быстрорастущего и вместе с тем самого крупного рынка онлайн-развлечений. По статистике китайского маркетингового агентства iResearch, в 2009 г. объем рынка онлайн-игр вырос более чем на 30%, достигнув отметки $3,97 млрд и насчитывая 68 млн активных игроков. Подобный рост наблюдался на фоне мирового экономического кризиса, коснувшегося, пожалуй, всех издателей игрового рынка, кроме китайских. На конец 2010 г. исследовательская компания Zero2IPO из Китая прогнозировала рост производства игровых продуктов до $5 млрд. Еще один аналитик, агентство Niko Partners, опубликовало данные, согласно которым в 2014 г. китайский рынок онлайн-развлечений дойдет до отметки $9,2 млрд.

    В своем исследовании Niko Partners также приводит показатели активности китайских онлайн-игроманов. Так, в 2009 г. 63% геймеров существенно увеличили количество времени, затрачиваемого на игры в Сети; 88% геймеров предпочитают играть в социальных сетях; 65% посещают ради любимого развлечения интернет-кафе.
    “В Китае практически отсутствует само понятие “персональный компьютер”. Там принято играть целым коллективом в компьютерных клубах”, – рассказывает Владимир Никольский, вице-президент игрового направления Mail.Ru Group. Для этих нужд к концу 2010 г., по результатам исследования China Internet Network Information Center, в стране было открыто 120 000 интернет-кафе, не считая почти такого же количества нелегальных заведений подобного рода.

    И это – одна из специфических особенностей китайского рынка онлайн-развлечений. Другая – во множестве ограничений, условий и требований, которые необходимо выполнить для запуска проекта. “Государственная политика требует адаптировать игры в соответствии с культурными и идеологическими особенностями страны”, – объясняет Никольский.

    В списке десяти самых популярных в Китае онлайн-игр, опубликованном еще в 2007 г., девять позиций занимают проекты жанра MMORPG (онлайновые ролевые игры). Владимир Никольский перечисляет наиболее ходовые проекты для продвижения на китайский рынок: “Ролевые онлайн-игры с богатой мифологией и яркими героями, тактические онлайн-шутеры от первого лица – то есть проекты, требующие командного взаимодействия, но позволяющие при этом соревноваться с другими игроками и наглядно демонстрирующие достижения героя”.

    В 2009-м, спустя два года после официального релиза, в Китае была представлена бесплатная браузерная игра “Фрагория”, разработанная студией “Русофтваре”. Китайским партнером разработчика выступила компания Shanghai Winzone info & tech Ltd, которая взяла на себя задачу продвижения и адаптации игры в Поднебесной. И хотя официальных данных о затратах названо не было, экономист Александр Котов оценил их в несколько миллионов долларов, а сроком окупаемости назвал два-три года. Кстати, сейчас и “Фрагория”, и “Русофтваре” находятся в ведомстве Mail.Ru.

    Основной сложностью, как рассказал совладелец “Русофтваре” Сергей Шолом, стала адаптация игры к местным реалиям. Китайский рынок очень специфичен, равно как и психология китайского пользователя, поэтому возникла необходимость во внедрении некоторых различий относительно оригинальной версии. Так, изменениям подверглись анимация, населяющие игру существа (в том числе и главные персонажи), объекты и даже сюжетная линия.

    В настоящее время Mail.Ru Group вместе с партнером Giant Interactive готовят к запуску на китайском рынке бесплатную ролевую онлайн-игру “Аллоды Онлайн”. В 2010 г. она уже была представлена на мировом рынке: Mail.Ru Group запустила ее в Японии, США, Франции, Великобритании, Германии, Австрии и ряде других европейских стран, а также на Филиппинах. По данным за прошлый год, общее количество игроков составило 3 млн. Руководитель PR-службы игрового направления Mail.Ru Екатерина Черкасова уверена, что “Аллоды Онлайн” не отпугнет китайских игроков незнакомой механикой, а сюжет и подача игры покажется им любопытной.
    “Статистики пока нет, но мы уверены в успехе, – говорит Владимир Никольский. – Хорошая игра всегда принимается положительно. Как, например, World of Warcraft, несмотря на все ограничения и препятствия, или корейские игры”.
    Цена приживания

    Однако некоторые аналитики полагают, что иностранному бизнесу в китайском интернет-пространстве может помешать отсутствие защиты интеллектуальной собственности. Строго говоря, если речь идет о выводе собственного продукта в Китай, то следует ожидать быстрого появления клонов. Частично в этом можно убедиться на примере самой популярной социальной сети в мире – Facebook. Частично – потому что официального представительства Facebook в КНР нет по сей день, а китайская версия сайта была представлена лишь в 2008-м. Но бум популярности подобных ресурсов не обошел стороной Поднебесную, и в 2005 году была создана сеть под названием Xiaonei (ныне Renren). Сайт не просто скопировал детище Марка Цукерберга (клонов к тому моменту было и так предостаточно) – авторы в буквальном смысле повторили часть программного кода Facebook. И написали на главной странице: “Производство Марка Цукерберга”.

    “Китайский Facebook” оказался столь популярен, что за три года достиг отметки свыше 22 млн активных пользователей. В 2007 году авторитетный американский блог Mashable опубликовал статью под названием “10 лучших международных клонов Facebook”, в которой уделил внимание самым популярным и прибыльным ресурсам. Сеть Renren заняла второе место в списке. Сегодня на сайте зарегистрировано порядка 160 млн пользователей – это 35% от общего числа пользователей Интернета в Китае. И если, по недавней оценке журнала Forbes, сеть Renren выйдет на IPO, то ее рыночная капитализация может составить $2–3 млрд. В настоящее время в числе совладельцев Renren даже находится Accel Partners – один из первых инвесторов Facebook. И далеко не факт, что в случае официального появления Facebook в Китае Цукербергу удастся обойти собственный китайский клон.

    Другой пример – крупнейший в мире поисковик Google, который так и не смог завоевать лидирующие позиции на китайском рынке, столкнувшись, в частности, с местным поисковиком Baidu. По данным за 2010 г., объем рыночной доли Google на китайском онлайн-рынке составлял порядка 30% против 70% Baidu. Кульминацией противостояния стало заявление о том, что в апреле 2010 года Google покидает Китай. И хотя ключевую роль в отступлении сыграл не столько поисковик Baidu, сколько непростые взаимоотношения Google с китайской системой в целом, ситуация, несомненно, показательна.

    Специфика китайского рынка заключается в том, что он защищает своих внутренних производителей, и это создает дополнительные трудности, считает Евгений Касперский. Именно потому немаловажным фактором является поиск местного партнера, по примеру “Лаборатории Касперского”, “Наносемантики” и “Русофтваре”.

    Не стоит забывать и о рекламе. “Лаборатория Касперского” вложила в раскрутку своего проекта в Китае миллионы долларов, благодаря чему информация о продукте попадалась потенциальным клиентам на глаза наиболее эффективным образом. Одной из целевых аудиторий стали интернет-провайдеры, с которыми заключалось соглашение по проверке писем пользователей на вирусы с помощью “Антивирусов Касперского”. После этого адресатов дополнительно уведомляли о том, что их электронная почта находится под надежной защитой “Касперского”. Реклама в общественном транспорте, на конференциях и телевидении – стандартный набор. Летом 2009 г. компания заключила рекламный контракт с культовым китайским актером Джеки Чаном. Согласно условиям, актер должен был сниматься в рекламе продуктов “Лаборатории Касперского” в течение года.

    Выход есть

    Несмотря на сложности китайского рынка и необходимость немалых инвестиций, российские компании понимают, что штурмовать его надо именно сейчас. “Рынок растет, и перспективы у него огромные, –говорит Екатерина Черкасова. – В ближайшей перспективе ожидается более широкое проникновение Интернета в массы и рост скорости доступа”.

    А это, в свою очередь, вызовет и рост объемов рынка. Наталья Касперская характеризует китайский онлайн-рынок как “более яркий, продающий и ориентированный на коммерцию”, нежели европейский. “У китайцев несколько другой подход к Интернету, чем в Европе, – объясняет она. – Если европейцы используют Интернет в основном для поиска информации, то для китайцев Сеть в первую очередь – магазин: они постоянно что-то друг другу продают”.

    Напишіть відгук

    Your email address will not be published. Required fields are marked *