Асоціація
Українсько-Китайського
співробітництва
  • ОГЛЯДАЧ / АНАЛІТИКА

    Нефтяные убытки Китая

    2011-08-04

    Джерело: Деловой журнал ChinaPRO
    Автор: Евгений Власов

    Довольно симптоматичной с точки зрения китайской программы “идти вовне” стала информация, опубликованная на днях деловой газетой КНР 21 century business herald. Основной посыл статьи таков – более двух третей зарубежных проектов китайских нефтяных компаний убыточны, а поступления от них нефти на китайский рынок ничтожны.

    Ссылаясь на исследование Китайского института нефти, 21 century business herald привела цифры инвестиций и количество зарубежных инвестпрограмм трех крупнейших нефтяных компаний КНР CNPC, Sinopec и CNOOC. Согласно этим данным, по итогам 2010 г. на 144 инвестиционных проекта ими было затрачено $70 млрд. В свою очередь отдача от них в реальном выражении, оказалась минимальной. Смысл в том, что из нефти, добытой за рубежом компанией CNPC, на китайский рынок в 2010 г. поступило всего 5 млн т – одна двенадцатая часть от всего объема зарубежной добычи нефти CNPC и ничтожная от общего потребления в КНР. Оно в 2010 г. составило 420 млн т.

    Нефтяники выходят из-под контроля?

    В чистом виде подобное сообщение можно объяснить, разве что, гонором нефтяников, вдруг почувствовавших свободу от государства. Мало того, информация соответствует результатам февральского 2011 г. исследования Международного энергетического агентства (МЭА), которое говорит о том, что китайские нефтяные компании стали самостоятельными. В нем черным по белому написано, что они работают с высокой степенью независимости от государства и их инвестиции реально могут увеличить мировые поставки нефти и газа. При этом исследователи выразили сомнение в том, что китайские нефтяники действуют по поручению своего правительства, якобы помышляющего о манипуляциях на мировом рынке нефти.
    “Это далеко не марионеточные компании, работающие под управлением китайского правительства, как предполагали многие, – сказала соавтор отчета МЭА Джули Цзян. – Их инвестиции в последние годы были обусловлены сильным коммерческим интересом, а не прихотью государства”.

    Но так ли это на самом деле? Насколько самостоятельность китайских компаний может определять их стратегические планы, на первый взгляд не слишком совпадающие с позицией государства?

    Официально – прибыль, не официально – стратегия

    Если говорить о “государственной прихоти” Поднебесной, то наиболее активно она проявила себя в нефтяной сфере в 1980-х годах, когда правительство решило преобразовать имеющиеся активы в государственные предприятия. Официальная цель такого шага первых лет экономических реформ, стимулировать конкуренцию для достижения наилучших результатов.

    Вместе с тем, были и иные, более прагматичные цели, суть которых недавно сформулировал профессор Китайского института по управлению персоналом в нефтяной отрасли Хань Сюегун. “Слияния и поглощения в нефтяной области не являются только коммерческой проблемой. На принятие решений большое влияние оказывают прошлый опыт, а также технические, политические, дипломатические и даже аспекты военной стратегии”, – сказал он.

    Это во многом объясняет тот факт, что уже на первом этапе преобразований китайские нефтяники, откровенно слабые по сравнению с ведущими международными компаниями обратили свой взгляд за пределы КНР. А в 1990-х начали инвестировать в Судан и Перу, страны, нестабильные, следовательно, не привлекательные для других. Это позволило китайцам стать серьезными мировыми игроками, претендующими на свою долю на рынке нефти.

    Средства не являются проблемой

    Начало самой настоящей экспансии за границей со стороны китайских компаний было положено ближе к середине 2000 г., когда нефтяники КНР стали активно продавать свои акции. Так, например, поступила PetroChina Company Limited – “дочка” крупнейшей китайской нефтегазовой компании China National Petroleum Corporation (CNPC), созданная в 2000 г. для работы на внутреннем рынке. При этом представители компании озвучили намерение направлять выручку от размещения акций на развитие мощностей и приобретение новых активов за рубежом, дабы обеспечить Китай энергией. В условиях, когда Китай вышел на второе место в мире по потреблению энергоресурсов после США, вполне логичной была заинтересованность китайских властей в том, чтобы как можно большее число китайских компаний получило доступ к иностранным активам.

    Государство не просто было заинтересованно в зарубежных приобретениях китайских нефтяных компаний, оно поощряло их. Наиболее сильно это проявилось во время кризиса 2009 г. и снижения цен на нефть. При этом общие проблемы не мешали китайским нефтяным предприятиям планировать операции по зарубежным слияниям и поглощениям. Многое происходило благодаря новой стратегии государства, направленной на активизацию нефтехимической промышленности. Согласно ей зарубежные слияния и поглощения стимулировались субсидиями и льготными банковскими кредитами.

    По мнению заместителя начальника Китайской нефтехимической ассоциации Фэн Шиляна, низкая цена на нефть предоставляла замечательные возможности. “В этом случае приобретение активов зарубежных нефтегазовых компаний и месторождений становилось наиболее привлекательным, – говорил он. – Средства в данном случае не являются проблемой. Китай может помогать предприятиям, выходящим на зарубежные рынки субсидиями”. Тогда стало известно, что их общая сумма может достичь десятков миллиардов юаней. Не отставало и льготное кредитование, которое стало основным источником средств для зарубежных приобретений.

    Один из результатов такой работы – самостоятельный контакт Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) с нефтяной компанией “Петро-Канада” по приобретению морских нефтяных и газовых активов, находящихся в Ливии и Сирии, на сумму $5 млрд. Следом КННК начала разработку плана по расширению объема нефтяных ресурсов. Центральная Азия, Африка, Южная Америка, Ближний восток и АТР стали для нее пятью целевыми нефтегазовыми регионами с масштабом в 200 млн т. Операции были разделены на два направления: приобретение малых и средних нефтяных компаний, испытывающих недостаток финансов и потенциала развития, и осуществление важного прорыва в приобретении средних и крупных нефтяных компаний.

    О практической деятельности китайских компаний также можно судить по сентябрьскому 2010 г. докладу английской аудиторской компании Deloitte, в котором разговор идет о потребности Китая в нефти и газе. Согласно докладу китайские нефтяные компании заявили о планах потратить около $460 млрд на приобретение зарубежных активов в следующем десятилетии. В докладе также говорится, что эта тенденция будет продолжена, так как рост внутреннего потребления опередил рост производства, а никаких новых отечественных геологоразведочных проектов в обозримом будущем не планируется. Поэтому скупка международных активов продлится в течение следующих 20 лет.

    Здесь также к слову информация газеты “Жэньминь Жибао” от 22 июля о приобретении Китайской генеральной компанией по эксплуатации морских нефтяных ресурсов (CNOOC) обанкротившейся канадской нефтяной компании Opti Canada. Основным активом Opti является 35% от общей доли проекта по разработке месторождения нефтеносных песков Long Lake в канадском штате Альберта. По данным CNOOC, возможности месторождения позволяют добывать до 72 000 т битума в сутки. Кроме того, Opti принадлежат доли в трех менее крупных проектах по разработке нефтеносных песков на территории штата. Так что налицо стандартное китайское умение приобретать технологии вместе с живой силой, станками и иным оборудованием. Именно оно, вполне возможно, поможет китайцам в последующем заняться аналогичными работами у себя. То есть, очевидно, что особых проблем нефтяники вызывать вроде бы не должны.

    Окрик или сигнал

    Но в таком случае возникает вопрос: “Что за причина побудила китайское руководство во всеуслышание говорить о неэффективности зарубежной деятельности китайских нефтяных компаний?”

    В данном случае логичными могут быть два варианта ответов. Первый заключается в том, что настала пора вновь немного нагреть экономику после вынужденного прошлогоднего охлаждения, то есть, стимулировать рост внутреннего потребления нефти. А для этого нужен повод. Его-то и придумали в виде сожаления властей относительно неэффективности зарубежных инвестиций и малых поставок нефти в Поднебесную.

    Второй ответ носит чисто дисциплинарный характер. Может показаться, что руководство некоторых нефтяных компаний просто напросто начало выходить из-под контроля государства. Отсюда и повод для окрика, приведения ситуации в контролируемое состояние. Не зря же со страниц китайской газеты чиновник Госкомиссии по управлению и контролю за государственными активами КНР (SASAC), не назвавший своего имени, заявил, “в том, что касается иностранных инвестиций наших нефтяных компаний, то прибыли от них не видно, масштабы их бездумного расширения за рубежом заслуживают внимания”. По мнению чиновника, “необходимо дальнейшее усиление надзора за государственными активами за рубежом”. Дело в том, что Китай очень уязвим как по внешним рынкам, так и по источникам сырья, а любой сбой в управлении лишь многократно усиливает проблемы. Отсюда и довольно резкая реакция по вопросам дисциплины.

    Единственное “но” в этом случае касается кадровых решений. Их в отношении нефтяного менеджмента, как видно, не произошло. А значит с большой долей вероятности “окрик” со страниц “21 century business herald” касался в основном управленческих, а не дисциплинарных решений по типу морских сигналов, когда “все сразу в кильватер”. Во всяком случае, истинность этого утверждения можно будет оценить очень скоро по данным биржевых сводок.

    Напишіть відгук

    Your email address will not be published. Required fields are marked *