Асоціація
Українсько-Китайського
співробітництва
  • Оглядач / Інтерв'ю та коментарі

    Янгджи Чен: “Мы надеемся, что правительство Украины будет уважать интересы китайских инвесторов в солнечной отрасли”

    2014-04-22

    Джерело: РБК-Украина

    Генеральный директор CNBM NewEnergyEngineeringCo.,Ltd (крупнейшей Китайской национальной группы корпораций по строительным материалам (CNBM)) мистер Янгджи Чен (Mr. Chen Youngzhi) в интервью РБК-Украина рассказал, что привлекло его компанию в Украину, как может повлиять снижение «зеленого» тарифа, инициированное правительством и депутатами, на развитие солнечной энергетики, и почему Украине нужны «зеленые» технологии именно сейчас. При этом мистер Чен вселил аргументированный оптимизм и объяснил, почему возникший спор по поводу размера «зеленого» тарифа должен быть разрешен в интересах всех сторон.

    РБК-Украина: Привлечь в страну такого крупного инвестора, как СNBM, хотели бы многие правительства. Почему вы остановили свой выбор на Украине?

    Янгджи Чен: Украинское правительство выразило заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве с нашей компанией. Хотя мы являемся, прежде всего, строительной корпорацией, но в число наших приоритетов входит также возобновляемая энергетика.

    В Украине показатели солнечной активности отстают от китайских, но превышают показатели Германии – лидера этой отрасли. Нас привлек благоприятный инвестиционный климат и существующий на тот момент «зеленый» тариф. Мы рассчитали параметры инвестиционных проектов и получили заверения правительств Китая и Украины. После этого наша корпорация приняла решение работать в вашей стране, в том числе и в сфере солнечной энергетики.

    РБК-Украина: Расскажите подробнее о ваших украинских проектах в альтернативной энергетике. Какова мощность построенных вами солнечных электростанций, и какой объем вложенных инвестиций?

    Янгджи Чен: Мы работаем в Украине на протяжении четырех лет. Занимались поставкой компонентов для электростанций, кредитованием проектов, впоследствии перешли к прямым инвестициям.

    Сегодня у нас есть собственные проекты в солнечной энергетике на юге Украины, в Крыму, Одессе. Общая мощность их составляет приблизительно 1000 МВт – это и введенные в эксплуатацию объекты, и находящиеся в стадии проектирования и строительства. Суммарная стоимость наших проектов – около 1 млрд долл.

    РБК-Украина: Вам, конечно, известно об инициативах украинского правительства и народных депутатов пересмотреть «зеленый» тариф для солнечных электростанций, включая уже действующие. Украинские СМИ опубликовали письмо вашей корпорации, в котором вы просите и.о. Президента Александра Турчинова принимать решения после обсуждения с экспертами и крупными инвесторами. Как снижение «зеленого» тарифа отразится на перспективах отрасли и ваших инвестициях?

    Янгджи Чен: Да, нам известно о таких инициативах. Заявленные изменения могут поставить под угрозу проекты нашей компании в Украине. Снижение зеленого тарифа для уже введенных в эксплуатацию парков является невыполнением обязательств правительства Украины, при которых CNBM вошел на украинский энергетический рынок в качестве инвестора.

    Резкое уменьшение «зеленого» тарифа приведет к существенному снижению стоимости наших собственных активов. Снижение зеленого тарифа для уже построенных объектов может привести к невыполнению этих финансовых обязательств. Реализация подобных планов полностью остановит развитие этой отрасли в вашей стране.

    РБК-Украина: Учитывая сложную военную, экономическую, политическую ситуацию вУкраине, готовы ли вы садиться за стол переговоров с украинскими властями и обсуждать сложившуюся ситуацию с «зеленым» тарифом?

    Янгджи Чен: Мы обратились с письмами к и.о. Президента Александру Турчинову и премьер-министру Арсению Яценюку. В письмах мы выразили надежду, что правительство будет уважать интересы инвесторов и сохранит обещанный «зеленый» тариф. Несколько раз мы посещали посольство Китая.

    CNBM – государственная компания, поэтому мы отвечаем перед нашим правительством за перспективы китайских инвестиций. И речь идет о защите интересов государства, а не только одной компании.

    РБК-Украина: Что вы намерены предпринять, если в правительстве и парламенте не прислушаются к вашим аргументам?

    Янгджи Чен: Конечно, это будут большие финансовые потери для компании. Поэтому, мы будем продолжать вести переговоры с украинским правительством, чтобы избежать этого. Если это все-таки произойдет, компания больше не будет инвестировать в Украину. Более того, это отразится на украинско-китайском сотрудничестве в целом.

    РБК-Украина: О какой сумме убытков идет речь?

    Янгджи Чен: Мы все-таки надеемся, что переговоры с украинским правительством пройдут в позитивном ключеи рассчитывать сумму убытков не придется, но как я и отметил общая стоимость собственных активов CNBM составляет около 1 млрд долл.

    РБК-Украина: Рассматриваете ли вы возможность обращения в суды, в том числе, международные?

    Янгджи Чен: Да, у нас есть такое право, соответствующее решение будет принимать руководство CNBM. Но такая возможность у нас есть.

    РБК-Украина: Встречался ли кто-то из должностных лиц Минэнергоугля с вами, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию?

    Янгджи Чен: Нет, во время нынешнего визита в Киев ни с кем из правительства наши представители не встречались. Это были переговоры на уровне посольства, банков, клиентов.

    РБК-Украина: Известно, что Китай в короткие сроки стал лидером альтернативной энергетики и, в частности, в солнечной генерации. Зачем Китаю столько солнечных электростанций?

    Янгджи Чен: Если вы сейчас посетите Пекин, вы увидите сильный и густой смог. А солнце пекинцам показывают на больших экранах, потому что его нельзя увидеть из-за смога. Из-за ускоренного развития промышленности и угольной энергетики загрязнение окружающей среды стало одной из главных угроз будущего.

    Китай также является самым крупным в мире потребителем энергоносителей. Значительную их часть страна вынуждена импортировать. Поэтому, в возобновляемой энергетике заинтересован не только Китай, а весь мир. Мы просто не стали исключением.

    За 5 лет (до 2015 г.) наша страна планирует вложить в источники альтернативной энергии около 294 млрд долл. – это более полутора годовых ВВП Украины. Начиная с 2009 г. наши власти субсидировали ряд крупных национальных «солнечных» проектов. Программа Solar PV включала в себя 111 проектов, а программа GoldenSun – 275 проектов. Также существует множество программ местных властей.

    В 2010 г. Китай опередил США в рейтинге наиболее привлекательных стран для инвестирования в альтернативную энергетику. Этому способствовали льготные кредиты центральных и местных властей, возмещение инвестору значительной части инвестиций в создание нового производства. Если в 2008 г. лишь 100 предприятий занималось производством солнечных батарей, то к 2012 г. – более 500.

    Все это позволило нам за последние десятилетие закрыть 80 ГВт грязных и неэффективных угольных станций и значительно уменьшить экологические угрозы. В 2013 г. Китай ввел в эксплуатацию 12 ГВт мощностей солнечных электростанций. Вы не найдете ни одной страны, где бы так быстро строили солнечные электростанции. На сегодня у Китая уже более 20 ГВт солнечной энергетики. Украина пока достаточно медленно двигается в этом направлении.

    РБК-Украина: Является ли в Украине «зеленый» тариф завышенным, как об этом говорят в правительстве?

    Янгджи Чен: Я так не думаю – вы можете сравнить тариф с другими странами: какой был, и какой стал. Например, в Японии, Германии изначально «зеленый» тариф был достаточно высоким. В Японии он сейчас составляет 36центов/КВт-час. В Японии низкие процентные ставки, минимальный риск и, тем не менее, высокий «зеленый» тариф.

    РБК-Украина: Это связано с аварией на АЭС «Фукусима» и желанием японского правительства осваивать более безопасные источники энергии? Для Украины, пережившей Чернобыль, эта проблема тоже актуальна.

    Янгджи Чен: Да, это одна из причин фокусировки Японии на солнечном бизнесе. И там его развитие происходит гораздо быстрее, чем в Украине.

    РБК-Украина: Какие факторы тормозят развитие солнечной энергетики в Украине?

    Янгджи Чен: Украина по сравнению с другими странами не настолько инвестиционно привлекательна и политически стабильна, как другие страны, чтобы инвестор чувствовал себя здесь спокойно.

    РБК-Украина: Высокие процентные ставки по кредитам в Украине тоже можно рассматривать как фактор, который сдерживает приток инвестиций в эту отрасль?

    Янгджи Чен: Да, если привлекать на развитие бизнеса заемные средства украинских банков, то срок окупаемости проектов будет очень большой. И вкладывать сюда становится не так интересно. В Японии раньше «зеленый» тариф был 48 центов/КВт-час, а процентные ставки в японском банке гораздо ниже по сравнению с другими банками. И даже сейчас, когда «зеленый» тариф снижен до 36 центов, он все равно остается достаточно высоким и привлекательным.

    Поэтому у нас много партнеров, которые продолжают инвестировать в Японию, а не в Украину, потому что там условия гораздо лучше. И даже достаточно высокий, по словам некоторых представителей власти, «зеленый» тариф в Украине не компенсирует тех рисков, которые здесь есть.

    РБК-Украина: Какой средний срок окупаемости ваших солнечных электростанций? Как он может измениться в случае снижения «зеленого» тарифа?

    Янгджи Чен: Изначально планировался срок окупаемости примерно около 10 лет. А если тариф буде снижен, это может быть и 20, и 30 лет – что становится абсолютно непривлекательно для инвесторов. Все зависит от того, насколько тариф будет снижен.

    РБК-Украина: Каким вы видите выход из сложившейся ситуации в украинской солнечной генерации?

    Янгджи Чен: Мы очень надеемся, что для тех мощностей, которые уже введены в эксплуатацию, тариф останется прежний. А для тех проектов, которые только планируется построить или ввести в эксплуатацию, «зеленый» тариф можно снизить, но не резко, а сделать это шаг за шагом, как это было сделано в других странах. Также необходимо учитывать риски, которые есть в Украине: мы прекрасно знаем о событиях, которые здесь происходили, и как они повлияли на экономику.

    В Украине не та ситуация и не те условия, чтобы сделать здесь тариф, как в Германии. Если снизить «зеленый» тариф до уровня Германии, Испании, Греции – порядка 12-13 евроцентов/КВт-час, то никто не будет инвестировать в Украину при таких ставках. Большинство инвесторов уйдет в Германию, Японию, США. Зачем инвестировать в Украину, если есть гораздо более выгодные условия в других странах?

    Помимо Украины, у нас есть солнечные проекты в Японии, Китае. Но нигде мы не сталкивались с прецедентами снижения тарифов, гарантированных государством. Конечно, мы надеемся на положительный результат переговоров с новым правительством Украины. Ведь именно сейчасУкраине, как никогда, нужны инвестиции и мы готовы продолжить сотрудничество, создавать вУкраине новые предприятия, обеспечивать украинцев работой и достойной зарплатой. Но для ведения бизнеса в Украине необходима стабильность и уверенность в том, что обещания, данные инвесторам, будут выполняться.

    Если условия игры резко и кардинально меняются, Украина становится инвестиционно не привлекательной, потому что никто не дает гарантий выполнения обязательств перед инвестором. Для мировой общественности CNBM будет ярким примером того, как в Украине обращаются с инвесторами. Как поступят с нами, так могут поступить и с другими инвесторами.

    РБК-Украина: Вы сказали, что готовы и далее инвестировать в Украину, в случае успешного завершения переговоров. О какой сумме вложений идет речь?

    Янгджи Чен: Да, если «зеленый» тариф останется прежним, мы готовы продолжать инвестировать в возобновляемую энергетику. Более того, мы будем придерживаться тех планов инвестиций, о которых говорили ранее – порядка 2 млрд евро. И это будут инвестиции не только в солнечный бизнес, но и непосредственно по основному профилю компании – строительным материалам.

    Время – деньги: чтобы не тратить время на транспортировку оборудования, нам гораздо выгоднее перенести часть производства сюда, оказывать услуги, проводить техобслуживание электростанций непосредственно в Украине и конкурировать с местными производителями.

    РБК-Украина: То есть, вы видите потенциал не только в строительстве солнечных электростанций, но и производстве оборудования для них в Украине?

    Янгджи Чен: Да, потенциал большой. Необходимо смириться с тем фактом, что в Украине огромная нехватка энергоносителей и зависимость в этом плане от России. Поэтому, мы надеемся, что правительство Украины будет поддерживать возобновляемую энергетику, которая позволит эту зависимость снизить.

    Мы наблюдаем на протяжении последних десяти лет, что в Украине идет постоянная смена правительств. Нам неважно, кто стоит у руля, главное – чтобы для бизнеса были созданы хорошие условия. Но то, что мы сейчас наблюдаем – постоянную смену правил игры, это, конечно, – головная боль.

    Беседовал Василий Артамонов

    Напишіть відгук

    Your email address will not be published. Required fields are marked *