Асоціація
Українсько-Китайського
співробітництва
  • ОГЛЯДАЧ / АНАЛІТИКА

    КИТАЙ – УКРАИНА ПОРТ КРЫМ.

    2013-12-09

    Итоги визита украинского президента в Китай не выглядят однозначными. “Всё, кроме денег”, – так примерно их характеризуют украинские экономические издания и ресурсы. Подписаны восемь из шестнадцати готовящихся инвестиционных договоров. Китайцы будут модернизировать моторостроительное производство корпорации “Ивченко”, загрузят заказами Крюковский вагоностроительный завод, который станет выпускать подвижной состав.

    Подписаны документы по инвестициям в строительство инфраструктурных объектов, главным из которых является порт в Крыму, причем пока Украина рассчитывает на 50% долю в нём. “Пока” – потому что не совсем понятно, осилит ли украинская сторона свои обязательства, и вполне возможно, что в будущем её доля будет снижаться в обмен на дополнительные китайские инвестиции.

    Наконец, Украина смогла открыть для себя закрытый ранее китайский рынок, куда она будет поставлять сою и зерно.

    Однако Янукович не сумел получить от Китая кредиты, хотя очень рассчитывал на них. Остается открытым вопрос по платежам, которые Украина должна осуществить по своим обязательствам в ближайшее время – денег нет. Поэтому и возникла проблема очередных проплат за российский газ – судя по всему, эти деньги аккумулируются для выплат по другим долгам.

    Китайцы дали понять, что “живых денег” Украине не видать. Во всяком случае в ближайшем будущем. Только инвестиции. Это означает, что платежеспособность Украины вызывает у китайцев сомнения, и они готовы рисковать деньгами только под твердое обеспечение – доли в украинских предприятиях. Допуск украинской сои и зерна на китайский рынок уравновешен открытием украинского рынка для китайских товаров – собственно, для этого и будет строиться порт в Сакском районе Крыма. Хорошо или нет это для украинской экономики – вопрос спорный. Дешевые китайские товары будут угнетать украинское производство.

    Пока Украина презентует крымский порт как логистический узел для перевалки китайских товаров в Европу – но для этого ей придется серьезно модернизировать и увеличить пропускную способность автомобильного и железнодорожного сообщения, что явно сейчас ей не под силу. Существующая пропускная способность совершенно недостаточна для перевалки заявленного количества грузов. Китай прекрасно понимает эти проблемы и, судя по всему, в будущем намерен войти и в этот сектор украинской экономики.

    Таким образом, с одной стороны Януковичу удалось открыть для Украины китайский рынок, чего не удалось сделать при Ющенко. Однако за это Украина широко открывает свои двери для потока китайских товаров и расплачивается своей собственностью в технологически развитых секторах. Советские технологии – то немногое, что еще представляет интерес, теперь оно идет с молотка. Создан задел для вхождения Китая в транспортную отрасль страны.

    Китайская экспансия на Украину не может радовать ни Россию, ни Европу. Методичность и бульдожья хватка Китая подкрепляется его колоссальными финансовыми возможностями, с которыми не могут конкурировать ни россияне, ни европейцы.

    Тем не менее, одна из важнейших тактических задач, стоящих перед Януковичем, не решена. Денег он не получил. Вопрос остается открытым. Возможно, с этим и связан его визит к Путину на обратном пути, о котором стало известно по факту – заранее он не анонсировался. Очень может быть, что слухи о том, что он рассчитывает на прямую российскую помощь, имеют под собой основания.

    Остается открытым вопрос – что Янукович предложил в обмен на эту помощь. Россию в складывающихся условиях может интересовать только два “товара” – либо гарантии вступления Украины в ТС, либо гарантии невступления её в ассоциацию с Европой. Что именно мог пообещать Янукович – пока неясно.

    Напишіть відгук

    Your email address will not be published. Required fields are marked *